Дислексия
Это одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.
Дислексия вместе с дисфазией, диспраксией или дискалькулией является частью специфических нарушений обучения. Это расстройство может быть связано с детьми, которые обычно посещают школу, у которых нет сенсорных проблем (слух, зрение), интеллектуальных нарушений или неврологических травм.
Дислексия может привести к трудностям с чтением, к социальным, поведенческим или другим проблемам.
Существует три типа дислексии: фонологическая дислексия, поверхностная дислексия и смешанная дислексия.
Фонологическая дислексия характеризуется трудностью «расшифровки» слов. При данной форме больные, используют при чтении визуальный или лексический путь. Они отличаются неспособностью прочитать незнакомые слова.
Поверхностная дислексия соответствует трудностям распознавания значения слова. Смешанная дислексия сочетает в себе два ранее упомянутых типа дислексии.
Согласно многочисленным работам, чтение является продуктом двух навыков: идентификации написанных слов и понимания. Дислексия была бы вызвана, прежде всего, проблемой идентификации написанных слов, хотя проблемы понимания также остаются.
Распространенность
Дислексия затрагивает 5% детей. Почти 1 % из них страдает от тяжелого дефицита.
Диагностика
Некоторые признаки, такие отказ писать, неразборчивый почерк или не очень аккуратная работа по написанию, должны насторожить.
Учитель может предложить медицинскую консультацию, а затем врач направляет к логопеду и психологу.
Проводятся различные тесты на оценку когнитивных функций (память, внимание…).
Также проводятся осмотры глаз, слуха и неврологические обследования. Как и психологические тесты, они устраняют другие причины, которые могут вызвать затруднение чтения. Эта полная оценка подтвердит или не подтвердит дислексию.
Причины
Причины дислексии до сих пор неизвестны. Выдвигается несколько научных гипотез. Фонологическая теория допускает наибольший консенсус. Согласно этой теории, люди с дислексией страдают от расстройства представления и психического манипулирования речевыми звуками. Визуальная теория, со своей стороны, предполагает, что у некоторых детей наблюдаются нарушения зрения. Наконец, иногда возникает проблема миграции нейронов. Нейроны, участвующие в чтении, появляются в неспецифической области мозга, а затем мигрируют в область мозга, предназначенную для чтения. У дислексиков эта миграция обычно не происходит.
Эти аномалии могут иметь генетическое происхождение (наследственный фактор часто встречается при дислексии). Некоторые исследователи обнаружили аномалию на уровне хромосомы 15, другие-на уровне хромосомы 18.
Связанные расстройства
У детей с дислексией почти всегда наблюдается связанная дисортография (трудности в правописании). Дислексия также связана более чем в половине случаев с нарушениями устной речи в младенчестве.
При дислексии можно обнаружить проблемы с запоминанием, координацией или латерализацией.
Последствия
Последствия сильно варьируются в зависимости от тяжести расстройств. Дети с дислексией часто сталкиваются с трудностями в учебе, которые могут привести к плохому самочувствию, агрессивности или неадекватному поведению.