Артикуляционная моторика

Артикуляционная моторика

Оборудование: обследование проводится перед зеркалом, можно использовать ватную палочку или шпатель.

Строение артикуляционного аппарата:

Губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы, укороченные, норма.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов, мелкие, кариозные);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрёстный, норма);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный, узкий);

уздечка – (толстая, приращенная, укороченная);

твердое и мягкое небо (узкое, плоское, расщелина).

 Обследование иннервации мимической мускулатуры:

Поднять брови — наморщить лоб;

Надуть — втянуть щёки.

Данные задания можно выполнять по инструкции или с опорой на картинный материал, и в игровой форме.

Обследование движений артикуляционного аппарата

Уточнение возможности движений губами:

— раздвинуть углы губ (“улыбка” , «лягушки»);

— выдвинуть губы вперед (“трубочка”);

— округлить губки (“баранка”);

— положить язык на нижнюю губу (“блинчик”);

— высунуть язык на верхнюю губу (“дотянись до носа”);

— пощелкай язычком (“лошадка скачет”);

— движения языком влево – вправо (“часики”);

Упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

— произнести звук “а” при широко открытом рте;

— покашливание (“кукла заболела”);

Упражнения на переключение движений губ, языка (отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении):

— “улыбка” — “трубочка” — “улыбка”;

— “трубочка” — “улыбка” — “трубочка” (поцеловали Петрушку, улыбнулись и еще раз поцеловали);

— высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу (показали Петрушке язычок, потянули его к носику);

— высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу (потянули язычок к носику, показали его Петрушке);

Отмечается: уровень выполнения задания по словесной инструкции или по показу. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация.

При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное. В речевом обследовании отмечаются особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса .

Оценка:

5 – все движения выполнены точно.

4- все движения выполняются, объем  движений полный, тонус в норме, темп и переключаемость снижены.

3 – выполнение в очень медленном темпе и затруднениями .

2 – движения выполняются ошибочно: затруднения при поиске позы, объём движений неполный, синкинезии, гиперкинезы.

1 – не выполняет задания.