Связная речь
- Исследование пересказа.
Методика обследования: ребёнку предлагают прослушать текст и пересказать.
Отмечается: умеет ли ребёнок выделять структурные части рассказа (сказки), передавать сюжет, умеет ли составить последовательный пересказ.
Примерный текст для пересказа
«Муравей и голубка»
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
- Обследование умения ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.
Методика обследования: ребёнка просят внимательно прослушать и закончить предложенные высказывания
Скоро зима, поэтому белка…
Прилетели птицы и начали строить гнёзда, потому что …
Петя не умеет читать, поэтому…
Люди надели шапки, шубы, сапоги, потому что…
Отмечается: умеет ли ребёнок устанавливать причинно-следственные связи.
- Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.
Методика обследования: сюжетные картинки.
Методика обследования: ребёнка просят рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано, составить рассказ.
При затруднениях предъявляется помощь в виде вопросов.
Отмечается: понимает ли ребёнок сюжет картинки, может ли составить полный последовательный рассказ.
Оценка:
5 – рассказ и пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание текста, рассказ связный;
4 – 1-2 ошибки, которые исправляются самостоятельно, отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения;
3 – пересказ составлен с помощью, пропускаются части текста, нарушена структура предложений;
2 – большинство заданий недоступны к выполнению;
1 – рассказ и пересказ не составляется даже с помощью.