Связная речь

Связная речь

  1. Исследование пересказа.

Методика обследования: ребёнку предлагают прослушать текст и пересказать.

Отмечается: умеет ли ребёнок выделять структурные части рассказа (сказки), передавать сюжет, умеет ли составить последовательный пересказ.

Примерный текст для пересказа

«Муравей и голубка»

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

  1. Обследование умения ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.

Методика обследования: ребёнка просят внимательно прослушать и закончить предложенные высказывания

Скоро зима, поэтому белка…

Прилетели птицы и начали строить гнёзда, потому что …

Петя не умеет читать, поэтому…

Люди надели шапки, шубы, сапоги, потому что…

Отмечается: умеет ли ребёнок устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.

Методика обследования: сюжетные картинки.

Методика обследования: ребёнка просят рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано, составить рассказ.

При затруднениях предъявляется помощь в виде вопросов.

Отмечается: понимает ли ребёнок сюжет картинки, может ли составить полный последовательный рассказ.

Оценка:

5 – рассказ и пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание текста, рассказ связный;

4 – 1-2 ошибки, которые исправляются самостоятельно, отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения;

3 – пересказ составлен с помощью, пропускаются части текста, нарушена структура предложений;

2 – большинство заданий недоступны к выполнению;

1 – рассказ и пересказ не составляется даже с помощью.