Словообразование

Словообразование

  1. Исследование образования имен существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Методика обследования: ребёнка просят назвать, что изображено на картинке:

Стул — стульчик, мяч, дом, кукла, миска, гриб, лист;

воробей, кресло, одеяло, сапог, часы, туфли, лицо, зеркало.

Отмечается: умеет ли ребёнок образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1. Исследование образования названий детенышей животных.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Методика обследования: ребёнка просят назвать изображённых на картинке животных и их детёнышей:

У кошки – котята, у утки – утята, у гуся – гусёнок, у зайца – зайчонок, у белки – бельчонок и т. д.

Отмечается: знает ли ребёнок названия детёнышей животных.

  1. Исследование образования относительных прилагательных (из чего сделано? какой?).

Оборудование: предметные картинки, окружающие предметы.

Методика обследования: ребёнка просят назвать, из чего изготовлены предметы:

стакан из стекла — …; …; самолёт из бумаги — ложка из серебра -…, стол из дерева -…; …; крепость из снега — медвежонок из плюша, шапка из меха -…; …; …; коробка из картона колесо из резины -…; дом из кирпича -…; -…. .

варенье из брусники — компот из клюквы-…,

Отмечается: умеет ли ребёнок образовывать прилагательные от существительных.

  1. Исследование образования притяжательных прилагательных (чей? чья? чьё? чьи?).

Оборудование: предметные картинки.

Методика обследования: ребёнка просят назвать, кому принадлежат изображённые на картинках предметы.

Сумка мамы, хвост зайца, кота бабушки, лапа медведя, газета папы, шерсть волка.

Отмечается: умеет ли ребёнок образовывать прилагательные от существительных.

  1. Исследование приставочных глаголов.

Методика обследования: ребёнка просят продолжить предложение.

В дом входят, а из дома выходят.

На дерева залезают, а с дерева слезают.

По дороге ходят, а через дорогу переходят.

Отмечается: умеет ли ребёнок правильно использовать приставочные глаголы.

  1. Исследование образования глаголов совершенного вида.

Оборудование: предметные картинки.

Методика обследования: ребёнка просят назвать действия, изображённые на картинках.

Отмечается: умеет ли ребёнок правильно использовать глаголы совершенного вида.

Оценка:

5 – успешное выполнение заданий;

4 – 1-2 ошибки, которые исправляются самостоятельно;

3 – большая часть заданий выполняется с помощью;

2 – большинство заданий недоступны к выполнению;

1 – невыполнение.