Обследование импрессивной речи

Обследование импрессивной речи

Обследование импрессивной речи начинается с пониманием ребенка предлогов, падежных окончаний существительных, рода глагола в прошедшим времени, числа глаголов и существительных, соотношения между членами предложения, значений глаголов с приставками и пониманием рассказа. Далее схема на обследование импрессивной речи.

Обследование импрессивной речи

1. Понимание предлогов (перед, около, в, из, на с, за, из-за, под, из-под).

Оборудование: знакомые игрушки.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь кубик под (за, в) коробку». «Достань кубик из-под (из-за, из) коробки». «Поставь кубик на коробку, перед коробкой, около коробки». «Поиграй с мишкой» и др.

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

2. Понимание падежных окончаний существительных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выполнить действия в соответствии с инструкцией: «Покажи карандашом ручку». «Покажи карандаш ручкой». «Покажи дочку мамы». «Покажи маму дочки»

Фиксируется: понимание инструкции, выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

3. Понимание рода глаголов в прошедшем времени.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать на картинке действующее лицо в соответствии с инструкцией.-Покажи, где Женя поймал рыбку:-Покажи, где Женя поймала рыбку.

Фиксируется: понимания рода глаголов в прошедшем времени

4. Понимание числа глаголов и существительных.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать картинки в соответствии с инструкцией.- Покажи, где сидит аист.- Покажи, где сидят аисты.

Фиксируется: понимание числа глаголов и существительных.

5. Понимание соотношения между членами предложения.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать на картинке, чем мальчик ловит рыбу, кто ловит рыбу, кого ловит мальчик, кого ловит девочка, чем она ловит бабочку, кто ловит бабочку.

Фиксируется: понимание соотношения между членами предложения.

6. Понимание значений глаголов с приставками.

Методика обследования: взрослый предлагает  ребенку выслушать слова и объяснить значения слов:Вылетает, подлетает, залетает;играл, выиграл, проиграл;выезжает, въезжает, объезжает, отъезжает.

Фиксируется: понимание детьми смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок

7. Понимание рассказа.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку послушать рассказ и ответить на вопросы.

Запасливый еж

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

— Кто жил в лесу? — Что он делал с яблоками? — Куда еж относил яблоки? — Что он заготавливал на зиму?

 Собака Лайка и её щенки

У охотника была собака Лайка, хорошая помощница на охоте. Уши у неё длинные, хвост короткий. У Лайки было четверо щенков. Один щенок все время ест и спит. Из него лентяй получится. Другой щенок злой. Рычит и со всеми драться лезет. Третий щенок тоже лезет ко всем. Только он не дерётся, а лижется. Последний щенок любит всё искать: нюхает, нюхает — и находит то, что спрятано. Настоящим охотником будет!

— О ком рассказ?- Какая была Лайка?- Сколько щенков было у Лайки? — Почему одного щенка называли лентяем?- Каким был другой щенок?- Что любил делать третий щенок?- Почему последний щенок будет охотником?

Фиксируется: понимание детьми смысла рассказа, способность отвечать на вопросы по содержанию.

Уровни понимания речи:

  • нулевой (ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих; иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрета или поощрения);
  • ситуативный (понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром; знает имена близких, названия игрушек; может показать части тела; но не различает на картинке изображения предметов, хорошо знакомых ему в быту);
  • номинативный (правильно называет нарисованные предметы, затрудняется в назывании изображённых на сюжетной картинке действий совершенно не понимает вопросов косвенных падежей);
  • предикативный (знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значение нескольких простых предлогов; не различает грамматических форм слов (род, число, время, вид глагола));
  • расчлененный (различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (улетел — прилетел, стол – столик – столы)).