Лексико-грамматические игры для развития речи дошкольников
1. «Много — один»
Цель игры: учить образовывать существительные множественного числа.
ухо — уши
утёнок — утята
кукла — куклы
окно — окна
лист-листья
2. «Великан — гномик»
Цель игры: учить образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
лист — листик
стул — стульчик
мяч — мячик
ведро — ведёрко
кукла — куколка
стол — столик3. «Что из чего сделано?»
Цель игры: учить образовывать относительные прилагательные от существительныхДом из дерева – деревянный
Сумка из кожи – кожаная
Тетрадь из бумаги – бумажная
Серьги из золота – золотые
стакан из стекла – стеклянный
Шапка из меха – меховая4. «Назови наоборот»
Цель игры: учить образовывать слова с противоположным значением.
большой – маленький
Высокий – низкий
тонкий – толстый
сухой – мокрый
лёгкий – тяжёлый
старый – молодой
умный – глупый
трудолюбивый – ленивый
5. «Какой? Какая? Какое? »
Цель игры: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
лимон (какой?) – кислый, жёлтый, твёрдый, сочный
лиса (какая?) – рыжая, хитрая, хищная
6. «Чья голова / хвост / лапа?»
Цель игры: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Например: У коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа зайца – заячья; лапа медведя – медвежья; хвост лисы — лисий хвост
7. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель игры: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Платье мамы – мамино
Очки папы – папины
8. «Посчитай»
Цель игры: учить согласовывать числительные с существительными.
Один утёнок, два…, три …, четыре…, пять утят.