Конспект группового занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «День Рождения ослика Иа»
Тема недели: Знакомство со звуком и буквой «И»
Тема занятия: «День Рождения ослика Иа»
Цель: познакомить со звуком и буквой «и».
Задачи: — формировать умение четко произносить звук;
-формировать умение делать звуковой анализ;
— совершенствовать умение выделять звук в начале, середине и конце слова;
— познакомить с буквой «и»;
— развивать фонематическое восприятие и слух;
— обогащать словарный запас;
— развивать и совершенствовать мелкую моторику
Оборудование: изображения героев сказки «Винни-пух», предметные картинки, карандаши, пенальчики, карточки для звукового анализа, прищепки, письмо.
Источники планирования:
- Учебная программа дошкольного образования.
- Нищева, Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Н.В.Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. — 256 с.
Ход занятия
- Организационный момент:
Логопед: Сегодня нам пришло письмо. Как вы думаете от кого?
Ответы детей.
Логопед читает письмо:
Здравствуйте друзья! Буду очень рад вас видеть на своем Дне Рождения. Чтобы добраться до моего домика, вам нужно будет выполнять разные задания, а помогут вам в этом мои друзья.
…слик И..
Логопед: Ребята, как вы думаете от кого это письмо? Чтобы узнать это мы должны вспомнить звуки, которые мы уже изучали? Какие звуки вы знаете?
Дети: а, о, у.
Логопед: Молодцы, вспомнили звуки. Теперь я знаю, кто прислал нам письмо — ослик Иа.
Пойдем к ослику на день рождения?
А кто знает друзей ослика? (логопед показывает детям изображения друзей и называет их имена)
А что обычно берут с собой на День Рождения?
Дети: подарки.
Логопед: Правильно. Так вот Винни-Пух хотел подарить ослику мед, но запутался в звуках и не смог найти нужный горшочек. Давайте ему поможем. Я буду произносить звуки, а вы отгадайте, что я произношу: аау, уоа, ууо, оао, оуа.
- Основная часть:
Логопед: А какой первый звук в имени нашего именинника?
Дети: Звук «и».
Логопед: Послушайте, как я его произношу. А теперь попробуйте и вы.
Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук «и».
Губки нам мешают, когда мы произносим звук «и»? (нет), а зубки? (нет) а язычок? (нет?) а воздушная струя свободно проходит?(да) Какой это звук?(гласный) А в каком он домике живет? (в красном)
Игра «Светофор»
Дефектолог: Пятачок хочет подарить Иа шарики, помогите ему их собрать. Если услышите звук и поднимайте свой сигнальчик (красный кружок):
А-и-о-у-и-а-о-ни-от-из-ви-мир-дом-ком-слива-винт-река-остров-игла
Физ. Мин
Игра с мячом «Чей хвост? Чьи уши?
Логопед: По дороге к ослику его друзьям встретились дикие звери. Какие?
Ответы детей ( по картинке).
Дефектолог бросает ребенку мяч и спрашивает, чьи это уши? (волчьи)
Звуковой анализ
Логопед: Сова очень спешила к Ослику и рассыпала свои бусы. Давайте поможем ей их собрать. Откройте пенальчики. Я буду произносить звуки, а вы должны выложить столько фишек, сколько звуков я произнесу: аи, иоу, оиу, уиао, уиа.
А чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим)
Звук «и» на письме обозначается буквой И.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Давайте попробуем с помощью карандашика сделать букву «и».
Выкладывают букву с помощью семечек.
Игра «Где спрятался звук «и»?
Логопед: Давайте посмотрим, какие подарки друзья приготовили ослику.
Слива, лимон, игрушка, скрипка, иголка, утки, мячи, шарик.
Дети обозначают на схеме, где они слышат звук «и».
- Заключительная часть
Логопед: Ослик Иа благодарит всех за подарки. И просит рассказать ему, с каким звуком вы сегодня познакомились?
Ответы детей.