Конспект группового занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «День Рождения ослика Иа»

Конспект группового занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «День Рождения ослика Иа»

Тема недели: Знакомство со звуком и буквой «И»

Тема занятия: «День Рождения ослика Иа»

Цель: познакомить  со звуком и буквой «и».

Задачи: — формировать умение четко произносить звук;

-формировать умение делать звуковой анализ;

— совершенствовать умение  выделять звук в начале, середине и конце слова;

— познакомить с буквой «и»;

— развивать фонематическое восприятие и слух;
— обогащать словарный запас;
— развивать и совершенствовать мелкую моторику

Оборудование: изображения героев сказки «Винни-пух», предметные картинки, карандаши,  пенальчики, карточки для звукового анализа, прищепки, письмо.

Источники планирования:

  1. Учебная программа дошкольного образования.
  2. Нищева, Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Н.В.Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. — 256 с.

 Ход занятия

  1. Организационный момент:

Логопед: Сегодня нам пришло письмо. Как вы думаете от кого?

Ответы детей.

Логопед читает письмо:

Здравствуйте друзья! Буду очень рад вас видеть на своем Дне Рождения. Чтобы добраться до моего домика, вам нужно будет выполнять разные задания, а помогут вам в этом мои друзья.

                                                                                     …слик  И..

Логопед: Ребята, как вы думаете от кого это письмо? Чтобы узнать это мы должны вспомнить звуки, которые мы  уже изучали? Какие звуки вы знаете?

Дети: а, о, у.

Логопед: Молодцы, вспомнили звуки. Теперь я знаю, кто прислал нам письмо — ослик Иа.

Пойдем к ослику на день рождения?

А кто знает друзей ослика? (логопед показывает детям изображения друзей и называет их имена)

А что обычно берут с собой на День Рождения?

Дети: подарки.

Логопед: Правильно. Так вот Винни-Пух хотел подарить  ослику мед, но запутался в звуках и не смог найти нужный горшочек. Давайте ему поможем. Я буду произносить звуки, а вы отгадайте, что я произношу: аау, уоа, ууо, оао, оуа.

  1. Основная часть:

Логопед: А какой первый звук в имени нашего именинника?

Дети: Звук «и».

Логопед:  Послушайте, как я его произношу. А теперь попробуйте и вы.

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук  «и».

Губки нам мешают, когда мы произносим звук «и»? (нет), а зубки? (нет) а язычок? (нет?) а воздушная струя свободно проходит?(да) Какой это звук?(гласный) А в каком он домике живет?  (в красном)

Игра  «Светофор» 

Дефектолог: Пятачок хочет подарить Иа шарики, помогите ему их собрать.  Если услышите звук и поднимайте свой сигнальчик (красный кружок):

А-и-о-у-и-а-о-ни-от-из-ви-мир-дом-ком-слива-винт-река-остров-игла

Физ. Мин

Игра с мячом «Чей хвост? Чьи уши?

Логопед: По дороге к ослику его друзьям встретились дикие звери. Какие?

Ответы детей ( по картинке).

Дефектолог бросает ребенку мяч и спрашивает, чьи это уши? (волчьи)

Звуковой анализ

Логопед: Сова очень спешила к Ослику и рассыпала свои бусы. Давайте поможем ей их собрать. Откройте пенальчики. Я буду произносить звуки, а  вы должны выложить столько фишек, сколько звуков я произнесу: аи, иоу, оиу, уиао, уиа.

А чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим)

Звук «и» на письме обозначается буквой И.

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Давайте попробуем с помощью карандашика сделать букву «и».

Выкладывают букву с помощью семечек.

Игра «Где спрятался звук «и»?

Логопед: Давайте посмотрим, какие подарки друзья приготовили ослику.

Слива, лимон, игрушка, скрипка, иголка, утки, мячи, шарик.

Дети обозначают на схеме, где они слышат звук «и».

  1. Заключительная часть

Логопед: Ослик Иа благодарит всех за подарки. И просит рассказать ему, с каким звуком вы сегодня познакомились?

Ответы детей.