Конспект группового занятия у детей старшего дошкольного возраста «Начало зимы»
Конспект группового занятия у детей старшего дошкольного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи по теме: «Начало зимы»
Тема занятия: Начало зимы
Задачи: — закреплять представления о зиме и её приметах;
— Уточнять и активизировать словарь по теме;
— учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
— учить образовывать качественные прилагательные;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— развивать зрительное восприятие;
— развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
— развивать мелкую и общую моторику;
— воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
— воспитывать любовь к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, снеговик, письмо
Источники планирования:
- Учебная программа дошкольного образования.
- Бардышева, Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова.- Издательство СКРИПТОРИЙ, 2015.
Ход занятия
- Организационный момент.
Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.
Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.
— Сядет тот, кто отгадает мои загадки
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет: Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед)
Всех ущипнет за нос.
(мороз)
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
- Основная часть
Логопед: — Как вы думаете, какое сейчас время года?
— Как вы догадались?
— Какой день зимой?
— Какая ночь?
— Что можно сказать о снеге?
— Какой бывает лед?
— Перечислите зимние месяцы.
Ответы детей.
Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Игра «Назови ласково» со снежком.
Логопед: Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Составление предложений о зиме по картине
Логопед: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
— Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.
— Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.
Дефектолог помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.
— Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
Упражнение «Что изменилось?»
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
- Заключительная часть.
Логопед: О каком времени года мы говорили на занятии? Что вам понравилось на занятии?
Ответы детей.