Сказки как средство развития речи у детей

Сказки как средство развития речи у детей

Все больше детей в наше время страдают диагнозом «алалия» — задержка речевого развития. Ребенок не заговорил в 2 года, потом в 3, потом родители пошли к невропатологу/сурдологу/психологу. А зря. Единственный специалист, к которому нужно обратиться (конечно, кроме тяжелых случаев) – это логопед. Он выработает план индивидуальных занятий для ребенка, в котором обязательно будут присутствовать:
— артикуляционная гимнастика;
— пальчиковая гимнастика;
— задания на тренировку памяти и слуха;
— графомоторные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики;
— чтение сказок, их обсуждение и пересказ.

Сегодня поговорим именно о последнем пункте.

Зачем вообще читать сказки?
Даже самый занятый родитель может сделать для развития своего ребенка такую малость: прочесть на ночь сказку. А эффект будет потрясающим! Ведь мама уделяет внимание, значит любит, значит, все хорошо. А сказка, кроме захватывающего сюжета, учит ребенка правильному поведению, настраивают на позитивный лад, веселят и успокаивают.
Виды сказок как коррекционного средства при алалии:
• Дидактические, или общеобучающие. Нужны всем детям.
• Психокоррекционные. Позволяют скорректировать поведение «трудного» ребенка на примере поступков сказочных героев.
• Психотерапевтические. Позволяют понять поступки окружающих ребенка людей.
• Медиативные, или успокаивающие.
Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
Дети в возрасте до 6 лет не различают сказочный и реальный мир. Все, что написано в книге, воспринимается ими как реально действие «где-то на белом свете», то есть совершенно реально. Поэтому важно следить за тем, какие сказки читают ребенку. Так, например, в этом возрасте не стоит читать Андерсена – эти сказки слишком жесткие и грустные.
Оптимальным будет чтение сказок в стихах, а также чтение русских народных сказок с яркими и динамичными названиями: «Петушок-Золотой Гребешок», …

Как правильно читать сказку?

Это зависит от возраста.
1. Детям в 2-3 года интереснее рассматривать картинки, и они вырывают книжку из маминых рук. Можно дать ребенку одну книгу, а читать другую, со схожими картинками и героями. Если ребенок интересуется чтением вместе с мамой, можно рассматривать книжку и задавать вопросы: кто это? Колобок? А что колобок делает? А где у колобка ножки (носик, ротик)? А у тебя есть носик? Покажи, как колобок катится.
Неговорящий ребенок первое время будет показывать все жестами, потом добавятся звукосочетания, переходящие в слова. Слова, в свою очередь, перейдут в фразы и предложения.
2. В 3-4 года ребенок начинает активно запоминать то, что рассказывают ему взрослые. Надо тренировать не только речь, но и память. А также побуждать ребенка к пересказу прочитанного.
«Ой, кто это? (колобок). А что это он делает? (катится). А кого это он встретил на пути? Зайку? Как интересно! А что сказал Колобок зайке? А волку? А медведю?»
Такая манера чтение знакомой сказки помимо общего развития речи помогает правильно выбирать общую стилистику речи, грамотные речевые обороты и устоявшиеся фразы.
Поэтому важно, чтобы сказки были понятные, написанные простым языком; важно присутствие знакомых героев.
В возрасте от 2 до 4 лет сказку ребенку нужно читать дважды (за сеанс): первый раз целиком, второй раз – не заканчивая предложения (закончить их должен ребенок).
3. В возрасте 4-5 лет ребенка начинает интересовать вопрос «Почему?»
«Почему колобок сбежал от бабушки с дедушкой? Почему заяц, волк и медведь колобка не съели, а лиса съела?» перечень вопросов может быть бесконечным; на этом этапе ребенку можно предложить два варианта развития событий:
• Давай придумаем свою сказку. Пусть лиса не съела Колобка. Как ты думаешь, что будет дальше?
Такие действия будут развивать у ребенка воображение, помогут в формировании нового словарного запаса.
• Давай покажем спектакль или расскажем сказку по ролям.

Особенности чтения книг для детей:

• Перед чтением сказки ребенка нужно подготовить: показать ему книжку, дать ее полистать и узнать героев. «Смотри, это сказка «…». Кто это у нас нарисован на обложке? А что он делает? Хочешь, я почитаю тебе про его приключения?»
• Конечно, важен и стиль чтения сказки. Нельзя бубнить, делать речевые ошибки; надо стараться объяснять ребенку сюжет и поступки героев.
• По ходу чтения или пересказа нужно обращать внимание на новые слова и понятия, обязательно объяснять ребенку все непонятное.
• Конечно, книга должна быть с картинками. Неплохо будет заменить книгу на диафильм.
• Вопросы о прочитанном надо задавать ребенку любого возраста! Если ребенок не находит ответа на вопрос, его надо подсказать или частично ответить самому родителю.
• Не стоит забывать о пантомиме и голосовом оформлении. Медведь и заяц не могут говорить одинаковыми голосами!
• Для детей с трудностями произношение можно использовать метод проговаривания хором (вместе со взрослым) определенных отрывков сказки или, как вариант, пропеть песенку из сказки.
• Можно придумать загадки о героях сказки (по очереди со взрослым).

Важный момент: однажды во время чтения книги ребенок скажет: «я хочу сам прочитать, что здесь написано. Научи меня!». Но для этого нужно читать много и каждый день; только видя перед собой читающего родителя, ребенок захочет повторить его действия!