Критерии речевой готовности к школе
В 6-7 лет ребёнок меняет свой социальный статус. Переходит от игровой деятельности к учебной.
Обучение в школе диктует ребёнку новые требования к развитию его познавательных процессов.
Готовность ребёнка к школе — это итог психологического развития дошкольника. Совокупность качеств, знаний, умений и навыков необходимых для его успешного школьного обучения.
Основные компоненты готовности к школе:
- Психологический
- Нравственно-волевой
- Интеллектуальный
- Физический
- Личностный
- Коммуникативный
- Речевой
Что же такое речевая готовность?
Речевая готовность – овладение грамматикой и лексикой языка, определённая степень осознанности речи, становление форм и функций речи. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Перечислим основные критерии речевой готовности:
- Овладение звуковой культурой речи. Правильное произношение звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому очень важно устранить все речевые проблемы в дошкольном возрасте.
Нарушенное звукопроизношение в дальнейшем может привести к появлению нарушению в письменной речи, таких как дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма).
Советы родителям для обеспечения речевой готовности ребёнка к школе:
— создание благоприятных условий для речевого развития;
— своевременное выявление и оказание должной коррекционной помощи ребёнку с речевыми нарушениями;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— поддерживать позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Родители непременно должны следить и за собственной речью. Разговаривать с ребёнком чётко, ясно, грамотно, способствовать накоплению у детей словарного запаса.
Что должен уметь ребёнок к обучению в школе (речевой аспект):
- Чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- Выделять заданный звук из слова;
- Определять место звука в слове;
- Делить слова на слоги;
- Различать множественное и единственное число, мужской и женский род, живое и неживое;
- Составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок.
- Знать обобщающие понятия;
- Называть антонимы;
- Уметь проводить звуковой анализ слов;
- Уметь отгадывать загадки;
- Уметь составлять пересказ небольшого текста;
- Уметь отвечать на вопросы и самому их задавать.