Критерии речевой готовности к школе - Govorynchik
Критерии речевой готовности к школе

Критерии речевой готовности к школе

Критерии речевой готовности к школеВ 6-7 лет ребёнок меняет свой социальный статус. Переходит от игровой деятельности к учебной.

Обучение в школе диктует ребёнку новые требования к развитию его познавательных процессов.

Готовность ребёнка к школе — это итог психологического развития дошкольника. Совокупность качеств, знаний, умений и навыков необходимых для его успешного школьного обучения.

Основные компоненты готовности к школе:

  1. Психологический
  2. Нравственно-волевой
  3. Интеллектуальный
  4. Физический
  5. Личностный
  6. Коммуникативный
  7. Речевой

Что же такое речевая готовность?

Речевая готовность – овладение грамматикой и лексикой языка, определённая степень осознанности речи, становление форм и функций речи. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен­ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол­ноценнее будет приобретенная письменная речь.

Перечислим основные критерии речевой готовности:

  1. Овладение звуковой культурой речи. Правильное произношение звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому очень важно устранить все речевые проблемы в дошкольном возрасте.

Нарушенное звукопроизношение в дальнейшем может привести к появлению нарушению в письменной речи, таких как дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма).

Советы родителям для обеспечения речевой готовности ребёнка к школе:

— создание благоприятных условий для речевого развития;

— своевременное выявление и оказание должной коррекционной помощи ребёнку с речевыми нарушениями;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— поддерживать позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Родители непременно должны следить и за собственной речью. Разговаривать с ребёнком чётко, ясно, грамотно, способствовать накоплению у детей словарного запаса.

Что должен уметь ребёнок к обучению в школе (речевой аспект):

  1. Чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  2. Выделять заданный звук из слова;
  3. Определять место звука в слове;
  4. Делить слова на слоги;
  5. Различать множественное и единственное число, мужской и женский род, живое и неживое;
  6. Составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок.
  7. Знать обобщающие понятия;
  8. Называть антонимы;
  9. Уметь проводить звуковой анализ слов;
  10. Уметь отгадывать загадки;
  11. Уметь составлять пересказ небольшого текста;
  12. Уметь отвечать на вопросы и самому их задавать.