Миогимнастика

Миогимнастика

В логопедии в целях коррекции звукопроизношения применяется специальный комплекс упражнений – артикуляционная гимнастика. Но традиционный комплекс упражнений, используемых для устранения звукопроизносительных расстройств, малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функции отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса.

Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения определённой узкой направленности.

В логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции предлагается использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтии в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости.

Такой комплексный подход будет способствовать

  • во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;
  • во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функции жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы и ротовой полости;
  • в-третьих, при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

Основные упражнения миогимнастики:

  1. Упражнения для развития круговой мышцы рта:
  • Ребёнок смыкает губы и надувает щёки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы (2 варианта выдоха – через центр губ и через углы губ).
  • При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
  • Накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
  • Ребёнок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывает нижнюю.
  • Рекомендуется свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет. Можно использовать игру «Попади в ворота» (ребёнок дует на лёгкий шарик, пытаясь загнать его в маленькие игрушечные ворота).
  • Упражнение на удерживание между губами полоски плотной бумаги или клеенки: ребёнок сжимает полоску губами в течение 3-5 мин во время выполнения домашних заданий или просмотра телевизора.
  • Ребёнок набирает в рот воды и удерживает её, не проглатывая и не разжимая губ.

Упражнения с сопротивлением.

а) Ребёнок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

б) Применение ватных валиков: небольшие ватные валики закладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребёнок должен сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], для чего требуется смыкание губ.

в) Использование пуговиц: две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, а другую берёт правой рукой и натягивает шнур.

  1. Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
    • При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается около 10 сек, затем медленно устанавливается в исходное положение. То же упражнение ребёнок выполняет с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
    • При мезиальном прикусе ребёнок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
    • Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, — прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают её между боковыми зубами ребёнка и удерживают в таком положении. Ребёнок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

 

 

_____________________________

Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие).  –– М.: Книголюб, 2005. – 144с.