Помогите вашему ребенку слушать и слушаться - Govorynchik
Помогите вашему ребенку слушать и слушаться

Помогите вашему ребенку слушать и слушаться

Я встречал многих родителей и воспитателей, которые навешивали на детей такой ярлык как «трудный ребенок», или говорили, что у малыша есть проблемы с поведением, в то время как настоящая проблема заключалась в том, что ребенок не понимал и не мог обрабатывать речь, как другие дети его возраста.

Родители склонны переоценивать то, что их не говорящие дети способны понять. Когда я однажды поделился это мыслью с моей хорошей подругой, специалистом по развитию, она сказала замечательную фразу. Если перефразировать ее, то мысль заключалась в том, что многим родителям легче думать, что их ребенок «плохой», нежели, что он просто многого не понимает.

Это очень печально, так как ребенок должен начать понимать слова раньше, чем он заговорит, или начнется слушаться родителей. Ребенок, который не понимает речь, действительно не может (и не должен) разговаривать. Ожидать большего — это просто неправильно. Очень часто малыши не следуют указаниям родителей не потому, что они непослушные, ленивые или упрямые, они просто не понимают, что им говорят.

Создается ощущение, что они игнорируют речь, потому что слова ничего для них не значат. Логопеды всегда работают над пониманием языка параллельно с развитием речи. Когда родители освоят такой подход, все может измениться к лучшему. Прежде, чем я расскажу вам, как отрабатывать навыки понимания речи дома, давайте рассмотрим определение восприятия языка, обсудим характеристики детей с рецептивными языковыми проблемами и, наконец, поговорим о том, как улучшить навык восприятия речи.

Что такое восприятие языка?

Восприятие языка может также называться пониманием языка или навыком слухового восприятия речи. Это то, насколько хорошо ваш ребенок понимает язык, который слышит. Примером восприятия речи может быть то, как ваш малыш следует вашим устным инструкциям, типа « Дай мне свою чашку», или, если он бежит в ванную после вашей фразы «Время купаться!». Эти навыки начинают развиваться с самого рождения, когда ваш малыш целенаправленно смотрит на вас и наслаждается вашим вниманием, когда начинает замечать звуки окружающей среды, такие как лай собаки, или громкая работа мотора.

Постепенно ребенок начинает обращать внимание на то, что вы говорите, например, начинает смотреть по сторонам, когда вы произносите «Смотри, папа пришел!», или ищет глазами птичку, на которую вы указываете. Начинает достаточно хорошо понимать самые простые игры типа «Ку-ку», и сам прячется и ждет, когда вы скажите «Ку-ку», чтобы выскочить из-под одеяла. Малыш научается показывать части тела, когда вы задаете вопросы типа «Где носик?», или находит правильную картинку в книжке, когда вы просите «Покажи мне собачку».

Понимание языка тесно связано с познавательной деятельностью ребенка и мышлением. Когда малышу нет трех лет, очень сложно отличить восприятие языка от когнитивной способности. На самом деле, большинство навыков, свойственных раннему развитию, относятся к обеим областям. Хотя, правда и то, что некоторые дети могут демонстрировать свои сильные стороны в когнитивной области, а именно иметь хорошую память или исключительные визуальные навыки, при этом, однако, иметь слаборазвитые навыки понимания речи, что чаще всего связано с когнитивным дефицитом.

При самостоятельной оценке навыка понимания вашего ребенка очень важно быть уверенным, что ребенок реагирует на ваши слова, а не на невербальные сигналы, которые вы можете ему подавать. Например, когда вы просите ребенка: «Дай мне кубик», он может отреагировать на вашу протянутую руку, а когда вы спрашиваете «Ты хочешь пить?», малыш может увидеть, как вы открываете холодильник и достаете коробку с соком.

Что такое нарушение восприятия языка?

Нарушения восприятия языка — это трудности в понимании речи, которые испытывает ребенок в сравнении с другими детьми такого же возраста. Такие отклонения также могут называться расстройствами в восприятии речи. Другой диагноз, который тесно связан с ранним развитием — это расстройство центральной слуховой обработки, который проявляется в трудностях восприятия, понимания и интеграции разговорного языка.

Дети с проблемами восприятия языка, часто не следуют указаниям не потому, что они — «плохие», а потому что они не понимают, что им говорят. Они могут выглядеть «отключенными», ведь слова для них ничего не значат.

Ранние признаки и симптомы проблем восприятия языка:

— Ребенок игнорирует устную речь.

— Имеет сложности при выполнении устных указаний, особенно если «команда» слышится ребенком впервые, или при отсутствии визуальных «подсказок», таких как указывание на предмет.

— Малыш повторяет вопрос вместо того, чтобы отвечать на него.

— Отвечает на вопрос неправильно. Например, кивает головой, когда вы задаете ему вопрос, предоставляющий выбор из двух вариантов. Отвечает невпопад, например, говорит «2», когда вы спрашиваете «Как тебя зовут?».

— Речь ребенка представляет собой набор одних и тех же ключевых фраз.

Практические способы работы над развитием восприятия языка в домашних условиях

Во время ваших повседневных дел обращайте внимание на то, КАК вы говорите с вашим ребенком. Малыши с подобными проблемами часто нуждаются в очень конкретном и целенаправленном «обучении», чтобы начать связывать слова с предметами, людьми и событиями, ведь если бы они могли устанавливать такие связи во время обычной ежедневной беседы, то не было бы и проблем. Родители и учителя, которые могут оказать поддержку и помочь таким детям понять слова и связать их с окружающей средой привнесут большой вклад в их развитие.