Песочная терапия в работе логопеда

Песочная терапия в работе логопеда

Песочная терапия в работе логопедаПесочная терапия — является одним из нетрадиционных методов коррекционного воздействия.  Она принадлежит к эффективным методам, которые в последнее время логопеды стали всё чаще использовать в своей практике.

Почему песочная терапия пользуется такой популярность?

Песок как природный материал обладает рядом преимуществ:

  1. Песок – природный материал, который обладает собственной энергетикой; по мнению учёных он поглощает негативную энергию;
  2. Песок достаточно пластичный материал, изделия из песка можно при необходимости изменять в любой момент;
  3. Песок состоит из мельчайших частиц, которые стимулирую активные точки, находящиеся на пальцах рук.

Песочная терапия способствует:

-коррекции всех речевых нарушений;

-развитию мелкой моторики рук;

-улучшению навыков коммуникации;

-расширению представлений об окружающем мире;

-развитию координации, пространственных представлений;

-развитию восприятия, внимания, памяти, мышления;

-снятию напряжения, успокаивает, расслабляет;

-развитию воображения.

Этапы работы с песком:

  1. Знакомство с песком, правилами работы с песком;
  2. Знакомство со свойствами песка, обучение основным действиям с песком;
  3. Обучение грамоте с использованием песка.

Структура логопедического занятия с использованием песочной терапии:

  1. Вводная часть: ритуал приветствия, знакомство с темой занятия, знакомство с правилами игр с песком;
  2. Основная часть: коррекционно-развивающие игры и упражнения, упражнения на развитие познавательных процессов;
  3. Заключительная часть: подведение итогов занятия, ритуал выхода.

Логопедические игры и упражнения с использованием песочной терапии

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка» Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».

«Индюки» Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.

«Качели» Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

«Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

«Накажи непослушный язычок» Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.

«Расчёска» Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами- « граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Дыхательная гимнастика

«Песочный ветер». Дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Детям постарше можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, задувая его в песок. Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.

«Что под песком?» Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу». В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

«Клад». В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Расширь дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Развитие фонематического слуха, восприятия, представлений

«Спрячь ладошки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

«Водолаз». Со дна песочницы доставать предметы или картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

— положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

— погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

— погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

— погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).