Развитие речи у детей до года

Развитие речи у детей до года

Способность к речи – это удивительный дар, данный человеку свыше. И развивать этот дар у детей можно и нужно с первых дней их появления на свет. Каждый из нас наделен системой органов речи. Это не только органы, задачей которых является воспроизведение звуков. Важнейшую роль в развитии нашей речи играет центральный отдел системы, расположенный внутри головного мозга. У правшей он находится в левом полушарии, а у левшей – в правом. А челюсти, губы, зубы и язык являются органами артикуляции.
Какие бывают стадии развития речи у малышей до года?
Стадия крика. Новорожденный малыш кричит, используя при этом гласные звуки – а, у, о, я, уа. Приблизительно к месячному возрасту малыш уже произносит гласноподобные звуки, реагируя на обращенные к нему слова, материнскую улыбку. Эти звуки отличаются от тех гласных, которые произносим мы, взрослые люди. У младенца звучание гласных как бы уходит в нос. Способность младенца к произнесению звуков приходит к нему одновременно с развитием слухового и зрительного анализаторов. Длится данный период у каждого малыша по-разному: от 2 до 4 недель.
Стадия гуления. Начинается эта стадия приблизительно в полуторамесячном возрасте. В этот период малыш демонстрирует новую способность произносить некоторые согласные звуки, как отдельно, так и в сочетании с гласными звуками. Звуки, которые издает малыш на стадии гуления, произносятся им спонтанно, как реакция на увиденную им игрушку, ответ на разговор с ним взрослого. Таким образом, этап гуления – это этап перехода от рефлекторного издавания звуков к звуковой коммуникации. Малыш уже умеет вкладывать в издаваемые им звуки разные интонации. Продолжительность стадии гуления составляет 4-5 месяцев.
Стадия лепета. Обычно начинается у малышей в 6-6,5-месячном возрасте, совпадая со временем начала прикорма. Малыш на данной стадии учится складывать звуки в слоги: ба, ма, па и т.д. Из отдельных слогов ребенок впоследствии начинает выстраивать цепочки: ба-ба, ма-ма-ма и т.д. Этот этап длится примерно до тех пор, пока ребенку не исполнится 11 месяцев.
Стадия произнесения первых слов. Примерно к 11 месяцам ребенок начинает произносить свои первые слова. К тому времени, когда малышу исполнится год, в его словарном запасе уже будет присутствовать десяток слов, а у некоторых детей и более 10. Конечно, малыш пока пользуется не только этими словами, но и всем речевым «арсеналом», накопленным до этого времени, т.е. слогами, звуками, лепетом и попытками подражать услышанным звукам. В данный период большинство малышей умеет правильно произносить слова: мама, баба, папа, дядя и т.п. Правильное произнесение предполагает четкую артикуляцию, правильную постановку ударения и выговаривание слова не по слогам, а полностью. Если же малыш произносит слоговую цепочку, то ее нельзя считать полноценным словом – это еще только лепет, которым малыши этого возраста пока продолжают активно пользоваться.
Каким должно быть правильное развитие речи у детей до года?
От природы у малыша взаимосвязаны его речь, мышление и мелкая ручная моторика. И потому развитие детской речи до достижения малышом годовалого возраста носит комплексный характер и включает: активное общение с членами семьи, исследование малышом окружающего мира и развитие детской ручной моторики.
Привыкайте постоянно беседовать со своим малышом, рассказывайте ему о том, кто он такой, какая у него семья, как все в семье его любят. Отходя от ребенка и занимаясь домашними делами, рассказывайте ему о том, чем вы сейчас заняты. При этом не забывайте почаще подходить к малышу, чтобы возобновить эмоциональный контакт с ним: погладить его, улыбнуться, произнести пару ласковых слов.
Пусть малыш пока не в состоянии произнести ни слова. Важно, чтобы его постоянно окружала речь. Декламируйте детские стишки, пойте песенки, комментируйте все свои действия. Чем разнообразнее и ярче будет то, что вы произносите, тем быстрее ребенок перейдет от пассивного слушания к человеческому общению.
После того, как малышу исполнится 3 месяца, введите в его режим дня гимнастику и массаж ручек и ножек. Нужно поглаживать и разминать стопы и ладошки ребенка, разрабатывать подвижность детских пальчиков. Помните, чем подвижнее пальцы ребенка, тем легче будет даваться ему речь. Хорошо развивают моторику малыша предметы из различных материалов, которые нужно давать малышу в ручки, чтобы он испытывал смену ощущений.
Не забывайте обращать внимание малыша на все, что происходит вокруг и сопровождается при этом звуками. Например, водичка – «кап-кап», кошка – «мяу». Полезными будут различные упражнения для развития детской мимики: гримасы, улыбки, надувание щек, растягивание губ – все это делайте с ребенком в игровой манере.
Чем больше будет у ребенка багаж знаний об окружающем мире, тем лучше будет его речь. Детское любопытство следует не пресекать, а всячески поддерживать, объясняя ребенку все, что он видит, начиная от названия предмета и его основных свойств и заканчивая его предназначением. Например: «Это мяч. Он круглый, он большой, он красный. Его можно бросить, можно покатить, можно подбросить вверх».
В 5-6 месячном возрасте почаще задавайте ребенку подобные вопросы: «А где кукла? Где папа? Где у мамы глазки?» Ребенок должен поначалу переводить глаза на искомый объект, а со временем и тянуться к нему ручкой, показывая направление. Можно положить по обе стороны от малыша уже знакомые ему игрушки и следить за направлением его головы и взгляда, спрашивая: «Где мячик?» или «Где погремушка?»
Малыш, чувствуя искреннюю заботу и слушая постоянно обращенную к нему речь родителей, будет стремиться к общению с ними. До достижения годовалого возраста дети общаются с окружающими их взрослыми на принципах дословесной коммуникации. Далее происходит переход к коммуникации словесной, когда у ребенка уже получаются простые слова.
Родителям следует прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить четкое, бездефектное произношение воспроизводимых ребенком слов. Чтобы малыш разговаривал правильно и четко, избегайте сюсюканья с ним, старайтесь сами разговаривать максимально четко и правильно, без употребления уменьшительных и ласкательных вариантов названий предметов и животных.
К беседам с ребенком добавьте также обязательные пару часов чтения в день. За потоком услышанной информации к ребенку вскоре придет желание не только получать информацию, но и делиться ею, то есть включаться полноценно в общение, произносить слова, строить предложения, пытаясь выразить себя, свои желания и свою позицию в этом мире.