Развитие речи в четвертый год жизни
Развитие речи в четвертый год жизни.
Вместе с речью развиваются мышление, воображение и память ребёнка. На четвертом году жизни у ребёнка настолько увеличивается кругозор, что полученных ранее знаний ему уже не хватает. Поэтому в этом возрасте дети начинают задавать большое количество вопросов: «Что это?», «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Если взрослый не отвечает, ребёнок высказывает собственное мнение об окружающей его действительности. В этом возрасте дети уже могут делать простые выводы и умозаключения. Взрослым при ответе на детские вопросы, рекомендуется делать это в простой форме, так как у ребёнка ещё не устойчивое внимание.
Активный словарь возрастает до 1500-2000 слов. В детской речи появляются местоимения, прилагательные, числительные.
Дети 3-4 лет общаются короткими фразами, состоящими из 3-4 слов. Постепенно фразы удлиняются, хотя еще можно наблюдать неправильный порядок слов в предложении.
В этом возрасте укрепляется артикуляционный аппарат, что способствует улучшению в произношении согласных звуков. Реже можно наблюдать смягчение согласных звуков, начинают правильно произносить слова со стечением согласных звуков. Однако произношение свистящих звуков с, з, ц ещё остаётся неточным, могут наблюдаться замены сна ф, з на в, ц на ф, с на т, з на д, ц на т. Шипящие дети или пропускают или заменяют на более удобные в произношении звуки: ш на с, ф ; ж на з,в; ч на ць, ть; щ на сь, ть. Сонорные звуки л и р пропускают или заменяют на л, я.
Ближе к пяти годам произношение детей становится лучше, закрепляются свистящие звуки, появляются шипящие, а у некоторых детей и сонорные звуки.
К концу четвертого года жизни дети уже умеют передавать содержание знакомых сказок, могут рассказать наизусть небольшие стихотворения, умеют отвечать на вопросы простыми развёрнутыми предложениями.