Роль игры в развитии дошкольника

Роль игры в развитии дошкольника

Игра является ведущим видом деятельности у ребёнка дошкольного возраста. На протяжении всего дошкольного периода она становится для ребёнка активной формой отражения окружающей его действительности. В процессе игры у ребёнка развиваются познавательные процессы, происходит физическое и духовное развитие. Также в процессе игры дети усваивают социальный опыт человеческих отношений. Это происходит благодаря развитию у них активности, самостоятельности, инициативности, развитию организаторских способностей.

В игре формируются все аспекты личности, происходит совершенствование психики, которое помогает в дальнейшем перейти ребёнку на новую ступень развития. Посредством игры дошкольники усваивают умение управлять своим поведением, подчиняться определённым правилам, выработанными взрослыми.

Основные функции игры:

  1. Развитие психических процессов и личности в целом;
  2. Развитие мотивационно-потребностной сферы;
  3. Развитие способности к сопереживанию;
  4. Формирование коллективистских качеств;
  5. Развитие произвольности психических функций.

Классификация игр (С. Л. Новосёлова):

  1. Сюжетно-ролевые;
  2. Театрализованные;
  3. Подвижные;
  4. Дидактические.

Классификация игр (П. Ф. Лесграфт):

  1. Имитационные (подражательные);
  2. Подвижные (игры с правилами).

Классификация игр (Н. К. Крупская):

  1. Игры, придуманные детьми (творческие);
  2. Игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Классическая классификация игр:

  1. Творческие игры: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации.
  2. Игры с правилами: подвижные, дидактические.

Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  1. Игры на бытовые сюжеты;
  2. Игры на производственные темы;
  3. Игры на темы литературных произведений, кино, мультфильмов;
  4. Игры на героико-патриотические темы.

Компоненты сюжетной игры:

  1. Сюжет;
  2. Содержание игры;
  3. Роли;
  4. Правила;
  5. Игровые действия;
  6. Игрушки.

Очень важное значение имеет игра и в развитии речи дошкольника. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Так речь совершенствуется и развивается в процессе игровой деятельности, а с другой стороны, речь помогает ребёнку взаимодействовать с другими участниками игры, согласовывать свои действия, помогает дошкольнику выразить свои эмоции и чувства.

Игра способствует развитию у дошкольников:

  1. Правильного звукопроизношения;
  2. Артикуляционной моторики;
  3. Речевого дыхания;
  4. Мелкой и общей моторики;
  5. Связной речи;
  6. Интонационной выразительности;
  7. Активного и пассивного словаря;
  8. Грамматического строя речи;
  9. Монологической и диалогической форм речи.