Роль игры в развитии дошкольника
Игра является ведущим видом деятельности у ребёнка дошкольного возраста. На протяжении всего дошкольного периода она становится для ребёнка активной формой отражения окружающей его действительности. В процессе игры у ребёнка развиваются познавательные процессы, происходит физическое и духовное развитие. Также в процессе игры дети усваивают социальный опыт человеческих отношений. Это происходит благодаря развитию у них активности, самостоятельности, инициативности, развитию организаторских способностей.
В игре формируются все аспекты личности, происходит совершенствование психики, которое помогает в дальнейшем перейти ребёнку на новую ступень развития. Посредством игры дошкольники усваивают умение управлять своим поведением, подчиняться определённым правилам, выработанными взрослыми.
Основные функции игры:
- Развитие психических процессов и личности в целом;
- Развитие мотивационно-потребностной сферы;
- Развитие способности к сопереживанию;
- Формирование коллективистских качеств;
- Развитие произвольности психических функций.
Классификация игр (С. Л. Новосёлова):
- Сюжетно-ролевые;
- Театрализованные;
- Подвижные;
- Дидактические.
Классификация игр (П. Ф. Лесграфт):
- Имитационные (подражательные);
- Подвижные (игры с правилами).
Классификация игр (Н. К. Крупская):
- Игры, придуманные детьми (творческие);
- Игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).
Классическая классификация игр:
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации.
- Игры с правилами: подвижные, дидактические.
Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- Игры на бытовые сюжеты;
- Игры на производственные темы;
- Игры на темы литературных произведений, кино, мультфильмов;
- Игры на героико-патриотические темы.
Компоненты сюжетной игры:
- Сюжет;
- Содержание игры;
- Роли;
- Правила;
- Игровые действия;
- Игрушки.
Очень важное значение имеет игра и в развитии речи дошкольника. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Так речь совершенствуется и развивается в процессе игровой деятельности, а с другой стороны, речь помогает ребёнку взаимодействовать с другими участниками игры, согласовывать свои действия, помогает дошкольнику выразить свои эмоции и чувства.
Игра способствует развитию у дошкольников:
- Правильного звукопроизношения;
- Артикуляционной моторики;
- Речевого дыхания;
- Мелкой и общей моторики;
- Связной речи;
- Интонационной выразительности;
- Активного и пассивного словаря;
- Грамматического строя речи;
- Монологической и диалогической форм речи.