Что делать, если двухлетний ребенок плохо говорит? - Govorynchik
Что делать, если двухлетний ребенок плохо говорит?

Что делать, если двухлетний ребенок плохо говорит?

Все родители всегда с нетерпением ждут, когда же ребенок наконец скажет первое слово. И по мере развития ребенка, к двум-трем годам он начинает активно развивать свою речь и обогащает словарный запас. Но иногда случается и такое, что никаких прочих отклонений у ребенка нет, а речь или полностью отсутствует, или весьма скудная. Какие же причины бывают для этого?

Для начала необходимо понимать особенности развития детей в этом возрасте. 2-3 года — это период раннего детства. Стандартными новообразованиями являются предметная деятельность, первичная самооценка, первые формы наглядно-образного мышления, активная речь и интерес к общению со сверстниками.

Со стороны физиологии: появляются необходимые изгибы позвоночника, уверенное хождение, бег и лазание. Малыш легко бросает мяч из-за головы и поднимается по лестнице. У него окостеняются конечности, замедляется частота пульса и увеличивается объем легких.

Со стороны психики: преобладание двигательной и эмоциональной памяти. Ребенок с легкостью узнает знакомых людей и хорошо ориентируется в пространстве.

Внимание зачастую непроизвольное, восприятие — устойчивое, мышление — наглядно-действенное. Ребенок активно совершенствует свою собственную речь. Игра для малыша становится ведущей деятельностью.

Со стороны личностного развития: осознанное понимание ребенком чужого эмоционального состояния. Наблюдаются первые предпосылки кризиса трех лет. Желания неконтролируемые и неустойчивые. Яркие эмоциональные реакции, развивается самостоятельность. У ребенка закладывается познавательная активность, любознательность, целенаправленность и уверенность в себе.

Как правильно развивать двухлетних детей?

Условно, методы воспитания и развития педагоги подразделяют на 4 категории:

Физическое.
Эстетическое.
Ментальное.
Социальное.

Физическое развитие двухлетних детей заключается в игре на специальных спортивных площадках и гимнастических комплексах (в летний период). Зимой ребенка уже можно поставить на лыжи.

Эстетическое включает в себя музыку и живопись. Занятия с детьми подразумевают прослушивание классической музыки, звуков природы и детских песенок. Уместно чтение стихов детских авторов, потешек и загадок.
Можно рисовать красками, делать несложные поделки из цветной бумаги.

Эмоциональное: малыш должен постоянно получать положительные эмоции. Немаловажно учитывать темперамент ребенка и на основе этого проводить деятельность. Для холерика подойдет спорт и активное общение с другими детьми. Меланхолику очень важно поощрение любых его начинаний. Флегматик скуден на любое проявление эмоций, поэтому очень важно наполнять его жизнь самыми разнообразными эмоциями, заинтересовывать.
Ребенок сангвиник — лидер, но неустойчив. Поэтому родителям важно сформировать ребенка именно это качество.

Причины ЗРР (задержки речевого развития) у детей 2-3 лет

Наиболее распространенной причиной является проблема со слухом. Иногда — нарушение работы головного мозга. Но педагоги и детские психологи выделяют три основных группы причин: физиологические, психологические и социальные.
Физиологические: слабость мышц рта и лица; тугоухость; аномалии развития губ, неба, языка и лицевых мышц; патологии головного мозга и нервной системы; наследственность; психические заболевания; аутизм.
Психологические: испуг; постоянные скандалы родителей; неблагоприятная обстановка в семье.
Социальные: отсутствие должного родительского внимания; чрезмерная родительская строгость; гиперопека; постоянный доступ к бытовой электронике и гаджетам; высокие требования родителей к ребенку.

Как бы то ни было, ЗРР можно скорректировать. Наиболее хорошо это поможет сделать врач-логопед и детский психолог. Но и родители могут внести посильный вклад в развитие речи ребенка:

Как можно чаще разговаривать, проговаривать отдельные звуки и слова, обозначать их.
Запись ребенка в дошкольное учреждение. Общение с другими детьми способствует развитию речевых навыков.
Любые занятия на мелкую моторику пальцев.
Массаж ступней и ладоней.
Сочетание ритмических движений и слов (музыки).
Научите ребенка дуть или свистеть, пить через трубочку.
Звуковые игры.
Артикуляционная гимнастика.

Заключение: конечно, очень грустно, когда ребенок уже подрос, но до сих пор говорит плохо. Если у него нет никаких выявленных нарушений, достаточно просто скорректировать эмоциональный фон, проявлять терпение, способствовать общению с другими детьми. Но и не забывать про то, что каждый ребенок индивидуален и все равно заговорит, когда придет время.