Развитие речи ребенка самостоятельно - Govorynchik
Развитие речи ребенка самостоятельно

Развитие речи ребенка самостоятельно

Модное в последнее время веяние развития ребенка рано или поздно занимает ум каждого родителя. Процесс развития любимого чада в настоящее время технического прогресса стандартно ассоциируется, почему-то, с затратами на детские клубы, кружки, дорогие конструкторы и настольные игры. А развитие речи детей младшего возраста традиционно отдается на откуп логопеду, сотрудникам детского сада, да мало ли кому еще? Причем часто тогда, когда ребенок к определенному возрастному периоду отстает от сверстников в речевом развитии.

Что же, если средства позволяют, возможен и такой путь. А если нет? Тогда на помощь придут старые «дедовские» методы развития речи детей младшего возраста. Давайте рассмотрим некоторые из них. У этих способов есть общая черта — они требуют затрат исключительно Вашего времени и сил, а также не затрагивают семейный бюджет.

Самый первый, основной и бесплатный способ развития речи детей младшего возраста — общение. Да! Как это ни странно звучит, но это так. Причем начинать нужно как можно раньше, сразу после рождения, а в идеале еще во время беременности, чтобы ребенок привык к голосу мамы (папам, бабушкам и т.д. общаться с маминым «животиком» не воспрещается!). Именно общение, а в раннем периоде детства — слушание ребенком произносимых значимым для него взрослым — то есть тем, с кем ребенок проводит много времени — описаний окружающих предметов и явлений, их свойств и взаимоотношений является для ребенка первым и очень мощным развивающим интеллект инструментом.

Также общение и слушание формирует обширный пассивный словарный запас, который имеет большие шансы стать активным, то есть часто употребляемым ребенком в своей речи. Естественно, информацию нужно дозировать и адаптировать к возрасту ребенка, чтобы ее восприятие было легким и ненавязчивым. Именно через общение ребенок впервые узнает о мире, о природе, об окружающих предметах и их свойствах.

К сожалению, многие родители упускают из вида, что ребенок рождается, как чистый лист, и все знания об окружающем мире, а также словарный запас, он получает извне и накапливает. И весь их, родительский, взрослый жизненный опыт — это опыт приобретенный. Ребенку неважно, откуда черпать информацию — если этого не дают родители, ребенок найдет другие источники получения знаний и, в частности, пополнения словарного запаса.

В первую очередь, это общение со сверстниками — песочница, детский сад, школа, дворовые компании. Поэтому, гуляя с ребенком, необходимо проводить это короткое, особенно для работающих родителей, время общения максимально насыщенно — не только с пользой для его физического здоровья, которая несомненна, но и развивая, в перспективе, его речь и интеллект. Помните, что сообщая информацию об окружающих предметах и явлениях — мы тем самым обогащаем ребенка знаниями, а в беседе с детьми постарше еще и ориентируем его познавательный интерес в нужном направлении.

Это весьма эффективный способ, позволяющий получить желаемый результат — развитого интеллектуально ребенка, с обширной базой знаний и богатым словарным запасом, и при этом требующий только затрат Вашего времени, никак не затрагивая семейный бюджет.

Следующий простой, но также весьма эффективный, способ развития детей младшего возраста — помощь по хозяйству. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, речи и интеллекта. Как ни парадоксально это звучит, но для ребенка любого возраста, в среднем лет до шести, уборка, мытье посуды и другие работы по дому — это не труд, а занимательная игра, но только в случае, если родители поддерживают желание ребенка оказать помощь и принять участие в работе по дому.

Если отговаривать чадо, когда он хочет тоже поучаствовать в работе, то можно отбить охоту к помощи, и труду вообще очень надолго, а иногда навсегда и тем самым потерять весьма интересный способ развития речи, а также сильно осложнить себе жизнь. Например, бесполезно уговаривать школьника или, тем более, подростка убирать за собой, если он этого никогда не делал ранее. Избежать этого поможет правильная организация детского труда и желание родителей поощрять в ребенке стремление к помощи по дому.

Главное — дозировать нагрузку и задания, ориентируясь на возрастные особенности и навыки ребенка и привлекать ребенка, только когда у него появляется желание принять участие в процессе, поощряя его. Как известно, операции ручного труда способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, способствует развитию речи — доказано, что центр речи и мелкой моторики в головном мозге расположены так близко друг относительно друга, что развитие одного центра влияет на развитие другого.

Конечно, поначалу у ребенка не все будет получаться, на данном этапе главное — не отступиться, отказывая ребенку, а помочь ему быстрее научиться доступным ему операциям. Постепенно ребенок научится действовать самостоятельно, ориентируясь на устные инструкции, то есть будет хорошо понимать смысловую нагрузку слов, что позволит ему правильно применять необходимые слова в своей речи, не путая их смысл.

И чем дальше, тем более умелыми будут действия малыша и, с каждым разом, он будет помогать больше, чем мешать. Это способ, который позволит Вам не только развить речь своего ребенка, но и привить ему массу навыков, которые очень пригодятся в жизни ему, а также одновременно облегчат Вашу, думаю, мамы подростков меня поймут. В общем, любые события в жизни могут иметь развивающее значение для ребенка, необходимо лишь четко понимать, чего мы хотим добиться и осознанно предпринимать шаги в выбранном направлении.