Обучение звуковому анализу слова
В обучении детей дошкольного возраста грамоте используют аналитико-синтетический метод. Таким образом, дети на занятиях сначала знакомятся со звуками, а потом уже с буквами. Звуковой анализ является основой, которая поможет ребёнку при обучении чтению и письму.
Дети с нарушениями речи зачастую воспринимают только смысловую составляющую слова, не воспринимая звуковую. Они затрудняются в выделении заданного звука из слов, не могут назвать последовательность звуков в словах.
Поэтому обучение звуковому анализу и синтезу является одной из важнейших задач при подготовке к обучению грамоте.
Этапы работы по формированию навыков звукового анализа:
- Выделение звука из слов;
- Определение первого звука;
- Определение места звука в словах (начало, середина, конец слова);
- Полный звуковой анализ.
Упражнения для развития звукового анализа и синтеза
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов).
Взрослый просит ребёнка хлопнуть в ладоши, если тот услышит заданный звук.
Игра «Назови первый звук».
Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено. Затем просит назвать последний звук в этом слове.
Игра «Сосчитай звуки»
Взрослый называет слово или показывает картинку. Затем предлагает ребёнку составить схему этого слова.
Игра «Назови последний звук в слове»
Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено. Затем просит назвать последний звук в этом слове.
Игра «Собери слово»
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и собрать слово из отдельных звуков.
Игра «Найди место»
Взрослый просит определить ребёнка, где в слове «спрятался» звук. Обозначить на схеме соответствующим цветом.
Игра «Найди общий звук»
Взрослый называет 3-4 слова, в которых повторяется один звук. Ребёнок должен определить этот звук.