Обучение звуковому анализу слова

Обучение звуковому анализу слова

Обучение звуковому анализу слова

В обучении детей дошкольного возраста грамоте используют аналитико-синтетический метод. Таким образом, дети на занятиях сначала знакомятся со звуками, а потом уже с буквами. Звуковой анализ является основой, которая поможет ребёнку при обучении чтению и письму.

Дети с нарушениями речи зачастую воспринимают только смысловую составляющую слова, не воспринимая звуковую. Они затрудняются в выделении заданного звука из слов, не могут назвать последовательность звуков в словах.

Поэтому обучение звуковому анализу и синтезу является одной из важнейших задач при подготовке к обучению грамоте.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа:

  1. Выделение звука из слов;
  2. Определение первого звука;
  3. Определение места звука в словах (начало, середина, конец слова);
  4. Полный звуковой анализ.

Упражнения для развития звукового анализа и синтеза

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов).

Взрослый просит ребёнка хлопнуть в ладоши, если тот услышит заданный звук.

Игра «Назови первый звук».

Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено. Затем просит назвать последний звук в этом слове.

Игра «Сосчитай звуки»

Взрослый называет слово или показывает картинку. Затем предлагает ребёнку составить схему этого слова.

Игра «Назови последний звук в слове»

Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено. Затем просит назвать последний звук в этом слове.

Игра «Собери слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и собрать слово из отдельных звуков.

Игра «Найди место»

Взрослый просит определить ребёнка, где в слове «спрятался» звук. Обозначить на схеме соответствующим цветом.

Игра «Найди общий звук»

Взрослый называет 3-4 слова, в которых повторяется один звук. Ребёнок должен определить этот звук.