Лексика
1.Исследование словаря существительных:
1) Исследование обобщающих понятий.
Оборудование: картинки с предметами по группам.
Одежда, мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.
Методика обследования: ребенка просят рассмотреть картинки с изображением предметов и назвать их одним словом.
Отмечается: знает ли ребёнок обобщающие понятия.
2) Называние частей тела, частей предметов.
Методика обследования: ребенка просят показать и назвать части своего тела, части одежды, окружающих предметов:
—ноготь, колено, грудь; рукав, воротник; ножки, спинка, сиденье;
—локоть, ладонь, затылок; манжета; петля, кузов, фары, мотор.
Отмечается: правильно ли ребёнок называет части тела, окружающих предметов.
2.Исследование словаря прилагательных:
1) Называние цвета, формы.
Оборудование: изображения геометрических фигур, разных по цвету и форме предметов.
Методика обследования: ребенка просят назвать фигуру, цвет или форму изображённых на картинке предметов:
—белый, чёрный, красный, круг — круглый, треугольник — треугольный;
—коричневый, розовый, голубой, прямоугольник — прямоугольный, овал — овальный, квадрат квадратный.
Отмечается: правильность называния геометрических фигур, цвета и формы предметов.
3.Исследование глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением животных, людей разных профессий.
Методика обследования: ребенку просят назвать, кто как передвигается; кто как кричит; кто что делает и т. п.
1) ползает, летает, бегает; воет, пищит, квакает, хрюкает, кукарекает; учит, варит, лечит;
2) скачет, крадется; блеет, ржёт, мекает, гогочет, шипит, крякает; шьёт, красит, готовит, разносит газеты;
3) — Кто (что) может идти? (снег, дождь, человек, лошадь, поезд, часы…);
—Кто (что) может лететь? (самолёт, снег, птица, лист, комар, камень…);
—Кто (что) может стоять? (корова, дом, погода, автобус, стакан…);
— Кто (что) может прыгать? (мяч, мальчик, кузнечик, кенгуру, воробей…);
— Кто (что) может светить? (солнце, лампа, огонь, фонарь, звезда…);
— Кто (что) может греть? (батарея, солнце, печка, грелка, костёр, одежда…).
Отмечается: умеет ли ребёнок подбирать глаголы.
4. Исследование подбора антонимов.
Методика обследования: ребенка просят назвать слова с противоположным значением: горе (радость), добро (зло), высокий (низкий), лёгкий (тяжёлый), большой (маленький), большой (маленький), покупать (продавать), хороший (плохой);
Отмечается: умеет ли ребёнок подбирать слова с противоположным значением.
5. Исследование умения правильно использовать лексическое значение слов.
Методика обследования: ребенку предъявляются словосочетания и предложения; предлагается выбрать из набора слов одно, более всего подходящее по смыслу.
1) выбор подходящего слова:
—коричневый, карий (глаза, платье);
—старый, пожилой (человек, книга);
—густой, дремучий (лес, туман).
—к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв;
—они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали);
—вдруг незаметно (прибежала, подкралась, пришла) кошка;
—она (поймала, схватила, взяла) одного воробья и убежала.
2) объяснить, чем отличаются слова?
Мыть—стирать;
Лежать—спать;
Чистить—подметать;
Строить—чинить;
Рисовать—раскрашивать;
Нести—везти.
Отмечается: умеет ли ребёнок понимать, правильно использовать, а также объяснять значение слов.
6. Объяснение значений многозначных слов.
Методика обследования: ребенку предъявляются словосочетания; предлагается подобать синонимические пары словосочетаний:
золотой ребёнок, золотой ключик, золотые руки, золотое сердце, золотая осень;
светлая голова, светлые волосы, светлая рубашка, светлое настроение, светлый человек.
Отмечается: умеет ли ребенок понимать и правильно объяснять значения многозначных слов.
Оценка:
5 – успешное выполнение заданий;
4 – 1—2 ошибки, которые исправляются самостоятельно;
3 – большая часть заданий выполняется с помощью;
2 – большинство заданий недоступны к выполнению;
1 – невыполнение.