Скороговорки для развития дикции
Скороговорки для развития дикции и улучшения речи.
Скороговорки — это небольшая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.
Главная цель скороговорок – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения сложных звуков, а также развития дикции. Основной целью скороговорок является выработка нормативного произношения путём многократного повторения звуков сложных в артикуляции.
Скороговорки созданы людьми для улучшения чёткости речи, и стоит отметить, что они несут огромную пользу. Скороговорки могут помочь в ежедневных занятиях по коррекции звукопроизношения, а также для улучшения дикции и исправления речи.
Детям очень нравятся скороговорки, поэтому их можно использовать в работе. Произносить скороговорки можно в быстром, умеренном и медленном темпе. Чтобы речь и дикция улучшались, обязательно нужно контролировать четкость произношения каждого звука. А те скороговорки, которые вызывают затруднение в звукопроизношении, необходимо выговаривать чаще.
Этапы работы над скороговорками:
1 этап. Пробуем произнести скороговорку чётко и медленно. Наша основная цель — заучить скороговорку правильно. Заостряем внимание на произношение всех звуков: согласных и гласных. На этом этапе, стараемся, не делать ошибки и произносить все слова и звуки максимально правильно.
2 этап. После того, как вы научились произносить скороговорку правильно в медленном темпе, учимся делать это без звуков. Т. е. на этом этапе работает только артикуляционный аппарат. Без участия голоса.
3 этап. Переходим к шепотной речи. Необходимо произнести скороговорку шепотом так, чтобы человек, сидящий рядом, должен вас понять.
4 этап. Чётко произносим скороговорку вслух.
5 этап. Произносим скороговорки с разной интонацией: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Подобные фонетические упражнения необходимо выполнять два раза в неделю на групповых и индивидуальных занятиях по развитию звукопроизношения.
При использовании скороговорок на занятиях необходимо помнить:
— Все скороговорки в начале необходимо отрабатывать в медленном темпе.
— Для преодоления речевого негативизма в работе с детьми скороговорки можно произносить хором.
— Учитель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки правильно в быстром темпе.
— Для того, чтобы речь и дикция развивались быстрее, скороговорки время от времени нужно повторять.
Игры со скороговорками помогут разнообразить занятия по коррекции звукопроизношения, повысят интерес детей к занятиям. Помогут повысить эффективность работы правильным звукопроизношением. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи. При помощи скороговорок можно увеличить словарный запас детей, улучшить их мыслительные процессы.
Скороговорки на букву
Скороговорки для детей
Скороговорки для взрослых
Сложные скороговорки
Скороговорки с шипящими звуками