Скороговорки для развития дикции

Скороговорки для развития дикции

Скороговорки для развития дикции и улучшения речи.
Скороговорки — это небольшая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.
Главная цель скороговорок – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения сложных звуков, а также развития дикции. Основной целью скороговорок является выработка нормативного произношения путём многократного повторения звуков сложных в артикуляции.
Скороговорки созданы людьми для улучшения чёткости речи, и стоит отметить, что они несут огромную пользу. Скороговорки могут помочь в ежедневных занятиях по коррекции звукопроизношения, а также для улучшения дикции и исправления речи.
Детям очень нравятся скороговорки, поэтому их можно использовать в работе.  Произносить скороговорки можно в быстром, умеренном и медленном темпе. Чтобы речь и дикция улучшались, обязательно нужно контролировать четкость произношения каждого звука.  А те скороговорки, которые вызывают затруднение в звукопроизношении, необходимо выговаривать чаще.

Этапы работы над скороговорками:

1 этап. Пробуем произнести скороговорку чётко и медленно. Наша основная цель — заучить скороговорку правильно. Заостряем внимание на произношение всех звуков: согласных и гласных. На этом этапе, стараемся, не делать ошибки и произносить все слова и звуки максимально правильно.
2 этап. После того, как вы научились произносить скороговорку правильно в медленном темпе, учимся делать это без звуков. Т. е. на этом этапе работает только артикуляционный аппарат. Без участия голоса.
3 этап. Переходим к шепотной речи. Необходимо произнести скороговорку шепотом так, чтобы человек, сидящий рядом, должен вас понять.
4 этап. Чётко произносим скороговорку вслух.
5 этап. Произносим скороговорки с разной интонацией: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Подобные фонетические упражнения необходимо выполнять два раза в неделю на групповых и индивидуальных занятиях по развитию звукопроизношения.

При использовании скороговорок на занятиях необходимо помнить:
— Все скороговорки в начале необходимо отрабатывать в медленном темпе.
— Для преодоления речевого негативизма в работе с детьми скороговорки можно произносить хором.
— Учитель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки правильно в быстром темпе.
— Для того, чтобы речь и дикция развивались быстрее, скороговорки время от времени нужно повторять.

Игры со скороговорками помогут разнообразить занятия по коррекции звукопроизношения, повысят интерес детей к занятиям. Помогут повысить эффективность работы правильным звукопроизношением. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи. При помощи скороговорок можно увеличить словарный запас детей, улучшить их мыслительные процессы.

Скороговорки на букву

АБВГД
ЕЖЗИЙ
КЛМНО
ПРСТУ
ФХЦЧШ
ЩЫЭЮЯ

Скороговорки для детей

Скороговорки для взрослых

Сложные скороговорки

Скороговорки с шипящими звуками