Логопедический массаж
Логопедический массаж — один из методов коррекционно-педагогического воздействия при различных речевых нарушениях.
Показания к применению массажа в логопедической практике
Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционнои педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Основные цели логопедического массажа:
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого
аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); - стимуляция проприоцептивных ощущений;
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Виды массажа, используемые в логопедической практике
- дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
- массаж биологически активных точек (БАТ),
- массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.),
- элементы самомассажа.