Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедический массаж — один из методов коррекционно-педагогического воздействия при различных речевых нарушениях.

Показания к применению массажа в логопедической практике

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционнои педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Основные цели логопедического массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого
    аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • стимуляция проприоцептивных ощущений;
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Виды массажа, используемые в логопедической практике

  • дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
  • массаж биологически активных точек (БАТ),
  • массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.),
  • элементы самомассажа.