Диагностика речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений — это первый этап коррекционно-педагогической работы.

Нормальное речевое развитие  является залогом успешного обучения ребёнка в школе.

Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте выявить нарушения речевого развития и вовремя оказать коррекционно — педагогическую помощь.

Для определения уровня речевого развития специалист обязательно проводит диагностику. Она может проводиться при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, на начало учебного года, срезовая диагностика и по итогам работы в конце учебного года.

Методики речевого обследования рассматриваются в работах  М.Е. Хватцева (1959), М.Ф. Фомичевой (1989), Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, 1998; Е.Ф. Архиповой (2006); О.Е. Грибовой (2005); О.Б. Иншаковой (2005); Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, 2001; Г.А. Волковой (1993, © Деменина Т.А., 2014 78 2005); А.Г. Ипполитовой (1983); Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульского, 2005; О.Ю. Федосовой (2005), Т.А. Фотековой (2007).

Основной целью диагностики является определение актуального уровня речевого развития ребёнка; определение результативности коррекционно — педагогического воздействия на конец учебного года.

Задачи логопедического исследования:

  • выявление механизмов, которые лежат в основе нарушения речевого развития;
  • квалификация нарушения;
  • определение степени его выраженности.

При анализе речевых нарушений обязательно учитываются возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы речевых расстройств.

Основные принципы организации и проведения речевой  диагностики:

  • Комплексности и системности;
  • Единства задач диагностики и критериев анализа;
  • Мотивированности диагностики для ребенка;
  • Компактности диагностики.

По данным различных авторов, выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования.

Грибова О. Е. выделяет:

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

В работах Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой выделены следующие этапы:

1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап). 

Обследование речевого развития (диагностика речевых нарушений) дошкольников 5-6 лет рекомендуется проводить по следующей схеме:

  1. Общая осведомлённость;
  2. Понимание обращённой речи (импрессивная речь);
  3. Общее звучание речи;
  4. Артикуляционная моторика;
  5. Звукопроизношение;
  6. Слоговая структура слов;
  7. Фонематический слух;
  8. Языковой анализ и синтез;
  9. Грамматический строй речи;
  10. Лексика;
  11. Словообразование;
  12. Связная речь.