Диагностика речевых нарушений
Диагностика речевых нарушений — это первый этап коррекционно-педагогической работы.
Нормальное речевое развитие является залогом успешного обучения ребёнка в школе.
Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте выявить нарушения речевого развития и вовремя оказать коррекционно — педагогическую помощь.
Для определения уровня речевого развития специалист обязательно проводит диагностику. Она может проводиться при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, на начало учебного года, срезовая диагностика и по итогам работы в конце учебного года.
Методики речевого обследования рассматриваются в работах М.Е. Хватцева (1959), М.Ф. Фомичевой (1989), Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, 1998; Е.Ф. Архиповой (2006); О.Е. Грибовой (2005); О.Б. Иншаковой (2005); Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, 2001; Г.А. Волковой (1993, © Деменина Т.А., 2014 78 2005); А.Г. Ипполитовой (1983); Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульского, 2005; О.Ю. Федосовой (2005), Т.А. Фотековой (2007).
Основной целью диагностики является определение актуального уровня речевого развития ребёнка; определение результативности коррекционно — педагогического воздействия на конец учебного года.
Задачи логопедического исследования:
- выявление механизмов, которые лежат в основе нарушения речевого развития;
- квалификация нарушения;
- определение степени его выраженности.
При анализе речевых нарушений обязательно учитываются возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы речевых расстройств.
Основные принципы организации и проведения речевой диагностики:
- Комплексности и системности;
- Единства задач диагностики и критериев анализа;
- Мотивированности диагностики для ребенка;
- Компактности диагностики.
По данным различных авторов, выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования.
Грибова О. Е. выделяет:
1 этап. Ориентировочный.
2 этап. Диагностический.
3 этап. Аналитический.
4 этап. Прогностический.
5 этап. Информирование родителей.
В работах Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой выделены следующие этапы:
1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап. Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).
Обследование речевого развития (диагностика речевых нарушений) дошкольников 5-6 лет рекомендуется проводить по следующей схеме:
- Общая осведомлённость;
- Понимание обращённой речи (импрессивная речь);
- Общее звучание речи;
- Артикуляционная моторика;
- Звукопроизношение;
- Слоговая структура слов;
- Фонематический слух;
- Языковой анализ и синтез;
- Грамматический строй речи;
- Лексика;
- Словообразование;
- Связная речь.