Словообразование
- Исследование образования имен существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Методика обследования: ребёнка просят назвать, что изображено на картинке:
Стул — стульчик, мяч, дом, кукла, миска, гриб, лист;
воробей, кресло, одеяло, сапог, часы, туфли, лицо, зеркало.
Отмечается: умеет ли ребёнок образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Исследование образования названий детенышей животных.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Методика обследования: ребёнка просят назвать изображённых на картинке животных и их детёнышей:
У кошки – котята, у утки – утята, у гуся – гусёнок, у зайца – зайчонок, у белки – бельчонок и т. д.
Отмечается: знает ли ребёнок названия детёнышей животных.
- Исследование образования относительных прилагательных (из чего сделано? какой?).
Оборудование: предметные картинки, окружающие предметы.
Методика обследования: ребёнка просят назвать, из чего изготовлены предметы:
стакан из стекла — …; …; самолёт из бумаги — ложка из серебра -…, стол из дерева -…; …; крепость из снега — медвежонок из плюша, шапка из меха -…; …; …; коробка из картона колесо из резины -…; дом из кирпича -…; -…. .
варенье из брусники — компот из клюквы-…,
Отмечается: умеет ли ребёнок образовывать прилагательные от существительных.
- Исследование образования притяжательных прилагательных (чей? чья? чьё? чьи?).
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: ребёнка просят назвать, кому принадлежат изображённые на картинках предметы.
Сумка мамы, хвост зайца, кота бабушки, лапа медведя, газета папы, шерсть волка.
Отмечается: умеет ли ребёнок образовывать прилагательные от существительных.
- Исследование приставочных глаголов.
Методика обследования: ребёнка просят продолжить предложение.
В дом входят, а из дома выходят.
На дерева залезают, а с дерева слезают.
По дороге ходят, а через дорогу переходят.
Отмечается: умеет ли ребёнок правильно использовать приставочные глаголы.
- Исследование образования глаголов совершенного вида.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: ребёнка просят назвать действия, изображённые на картинках.
Отмечается: умеет ли ребёнок правильно использовать глаголы совершенного вида.
Оценка:
5 – успешное выполнение заданий;
4 – 1-2 ошибки, которые исправляются самостоятельно;
3 – большая часть заданий выполняется с помощью;
2 – большинство заданий недоступны к выполнению;
1 – невыполнение.